Музейная педагогика

 Музейная педагогика - это молодая отрасль воспитательной деятельности, возникновение которой продиктовано необходимостью активизировать музейную аудиторию, привлечь в музеи юных посетителей сделать экспозицию более доступной и адекватной потребностям и интересам публики.

Методы музейной педагогики оказались наиболее эффективными в области художественного воспитания детей, в реабилитационной, коррекционной и арт-терапевтической деятельности. Наиболее успешно в настоящее время развиваются программы, направленные на нравственно-эстетическое и творческое развитие детей и подростков в стенах музея.

 

 

Музейная коммуникация или музейный диалог - это основа музейной педагогики, необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:
- позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;
- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;
- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.
Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейного диалога.

Это взаимодействие строится на следующих принципах:
1. Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.
2. Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
3. Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.