Обучение в диалоге: ПСС

photodune-281222-green-xsМы познакомим вас с такой формой обучения как  Пары Сменного Состава (ПСС). 

 

 На этом сайте вы найдете много интересных и крайне эффективных методик на основе ПСС.

А пока коротко о самом главном...

 В начале XX века Александр Григорьевич Ривин (1877-1944) сформулировал фундаментальный принцип обучения:
"Получил - передай, тебя научили –
и ты тут же научи другого"
. Позже этот принцип получил название "метод Ривина" или "обучение в диалоге".

 

 А.Г.Ривин писал: "Организуемое переменное диалогическое личное общение, поводом к которому может служить совместная работа над озаглавливанием отдельных отрывков текста шедевров научной и художественной мысли (с обсуждением и редактированием заголовка), равно как и совместное решение сложной задачи или комментирование ее готового решения, «улыбчиво чревато» для участвующей в ней личности несметным количеством ощущений и впечатлений. 

Последовательное и интенсивное применение организованного интеллектуального диалогического общения, будь то в крупном городе или селе, решительно содействует кристаллизации в любом коллективе максимального количества талантов и гениев".

Ученик Ривина, В.К. Дьяченко создал целостную теорию КСО (коллективный способ обучения), которая может лечь в основу школьного обучения и обучения в вузах и полностью заменить собой устаревшую классно-урочную систему.

Как организовано обучение в Парах Сменного Состава?


•  В основе обучения – диалог
Предмет диалога – специальным образом подготовленный учебный материал (шедевр мировой литературы, карточка, график, уравнение..)
Диалог происходит по заданному алгоритму.
У каждого блока учебного материала – свой алгоритм.

•  Учитель как основной источник информации отсутствует.
Обучающая функция ложится на учебный материал и алгоритм работы с данным учебным материалом: прочитать, обсудить, ответить на вопросы, решить задачи, научить, доказать и т.д.

•  Принцип "безотлагательной и всенепременной передачи знаний"
Процесс обучения имеет 3 обязательных этапа:
получил знание –> усвоил знание –> передал знание другому.

При обучении в ПСС каждый обучающийся становится учителем по тому вопросу,
который хорошо и полно изучил. Так процесс обучение из пассивного становится активным.

•  Мышление и речь являются катализаторами развития друг друга.
Обучение происходит в активном процессе «говорения», а изученный материал затем через речь передается другим учащимся.
Развиваются навыки делового и эффективного общения: общение не ради
развлечения, а общение как метод решения проблем и поиск решений.
Активно осваивается язык изучаемой дисциплины.

•  Учитель – только организатор
Он наблюдает за процессом и при необходимости оказывает помощь.

•  С точки зрения ТРИЗ, ПСС – это идеальная система: учителя нет, а его функция выполняется
Это технология, которая минимально зависит от конкретных людей и при качественно подготовленном учебном материале может быть внедрена максимально широко.

• Разновозрастное обучение
Именно разновозрастное обучение соответствует реалиям жизни – мы редко общаемся с людьми исключительно своего возраста, эффективное общение, как правило, предполагает +/-10 лет (старше и младше).

• Каждый обучающийся работает в своем темпе и со своей скоростью
У каждого есть возможность столько раз пройти материал, сколько потребуется.

• Время используется эффективно
Каждую минуту что-то происходит с каждым обучающимся: у более сильных нет необходимости ждать более слабых.
При стандартном обучении ученик разговаривает в среднем 40-60 минут в месяц (на уроке и по делу), а в ПСС «проговаривание» материала происходит постоянно.

• Учебный материал – это база ПСС
Подготовка материала – основная проблема. Учебный материал должен быть объемным, состоять из логически законченных блоков и под-блоков информации, чтобы изучение происходило «квантами», из которых собирается целостная тема. Это должны быть «рассыпные» учебные материалы – блоки карточек, схем, рисунков и т.д. Блоки, которые могут меняться местами при изучении, но содержание при этом не будет искажено.

• Обучение в ПСС может быть использовано в школах, вузах, для обучения взрослых людей.

Представьте такую картину…

В большом помещении находится примерно 20-30-40 человек (количество не ограничено и эти люди могут быть совершенно разного возраста). Стоят столы, у каждого стола по 2 стула. Отдельно стоят столы с дополнительной информацией – справочники, энциклопедии, словари, компьютеры с выходом в интернет – для поиска необходимой дополнительной информации.

На столах разложен учебный материал:
• это могут быть книги - «шедевры научной и художественной мысли» - и тогда будет обучение по первоисточникам;
• это может быть специально подготовленный учебный материал по определенной теме - карточки, схемы, рисунки, графики, тексты. Это «рассыпной» учебный материал – в нем изложена одна тема (или несколько смежных тем), но в разных аспектах, с разными акцентами, примерами, задачами и т.д.

К каждому материалу есть свой алгоритм работы, благодаря которому становится понятно, что именно делать с материалом – изучить, ответить на вопросы, решить задачу, обосновать и т.д.

За каждым столом сидит пара – они изучают свой материал, - вместе читают, обсуждают, рассказывают друг другу, вместе что-то чертят или рисуют. Иногда – один из обучающихся рассказывает что-то другому, иногда – обучающиеся проверят друг друга, иногда – вместе создают что-то.

Каждая пара находится вместе примерно 10 - 20 минут, а после того, как задание алгоритма выполнено и результат получен - пара распадается и ищет другую освободившуюся пару, чтобы продолжить изучение темы в другом аспекте и с другим партнером. В новой паре обучающийся может стать учеником, или учителем, или вместе с новым партнером изучать новую для обоих тему.
В помещении шумно, все одновременно разговаривают, работа кипит, у всех азарт, кто-то разговаривает тише, кто-то громко спорит. Но нет ни одного человека, который бы пассивно сидел и ничего не делал.

В конце занятия подводим итоги – кто что изучил, какие были трудности, какие самые яркие моменты, замечания и пожелания. И нет ни одного человека, который бы не узнал что-то новое, нет ни одного человека, который бы не принял активного участия в общем образовательном процессе и не получил бы свой собственный результат.

 

Это сухое описание процесса не дает полного представления о той радости творчества, продуктивного общения, постоянных открытий и глубокого удовлетворения от работы, которые дает обучение в парах сменного состава.  

Автор материала: Нахатова М.Г., по лекциям Соколова А.С.